Торговый Дом «СПЕЦАВТОТЕХНИКА» 8 495 916 2036 8 495 968 7575 8 985 206 2690 8 926 011 2924 info@td-specauto.ru
Торговый Дом «СПЕЦАВТОТЕХНИКА» 8 926 206 5028 8 926 204 5316 8 903 729 6054 8 926 521 9715 info@td-specauto.ru df@sat93.ru
Опубликовано 28 ноября 2024

Как выбрать зерновоз? Критерии и правила выбора модели

Для перевозки зерна рекомендуется использовать специальную технику. Это обеспечит безопасность транспортировки продукта, сохранит его пищевую ценность и защитит от воздействия внешней среды. Для этой цели используются зерновозы — специализированные полуприцепы, позволяющие перевозить большие объемы урожая без потерь.

Какие зерновозы наиболее популярны и почему

Для транспортировки используются полуприцепы следующих типов:
  1. Самосвальные. Оптимальный вариант для перевозки сыпучих продуктов. Благодаря функции опрокидывания кузова за счет гидравлических приводов зерно быстро и легко выгружается без применения дополнительного оборудования. Самосвальные полуприцепы оснащены автоматическим тентом, самостоятельно открывающим и закрывающим перевозимый груз. Грузоподъемность зависит от количества осей.
  2. Бортовые. Открытые полуприцепы, при выгрузке и загрузке которых борта снимаются или опускаются. Могут быть оснащены тентами. Высокая грузоподъемность бортовых полуприцепов обеспечивается усиленной рамой.
Наиболее популярным считается первый тип. Одними из ярких представителей самосвальных полуприцепов являются зерновозы от бренда FAW. Модели 2023–2024 годов выпуска обладают следующими характеристиками:
  • шестицилиндровый двигатель 420 л. с. объемом 11050 куб. см;
  • 12-ступенчатая механическая КПП;
  • система питания Common rail, Bosch;
  • тягово-сцепное устройство «шкворень-петля» с электро-, пневмо- и ABS-выводами;
  • сварное шасси из высокопрочной стали марки S500MC;
  • гидроприводы с дистанционным управлением;
  • самосвальный кузов с двухсторонней боковой разгрузкой и небольшим подъемом;
  • откидные боковые борта;
  • объем самосвальной платформы от 32 куб. м;
  • топливный бак 400 л;
  • цельнометаллическая двухдверная кабина со спальным местом.
В зерновозах FAW предусмотрено все необходимое для комфортной и безопасной транспортировки продукта. Их кузов изготовлен специально для перевозки зерна, поэтому гарантирует минимальные потери сырья в пути и его защиту от внешних воздействий. Машины оснащены дополнительными автоматическими системами, своевременно информирующими о возникновении внештатных ситуаций.

Преимущества использования собственной спецтехники

Авто можно как взять в аренду, так и приобрести. Последний вариант особенно актуален для хозяйств, которые регулярно производят поставку или покупку зерна. Рассмотрим, какие преимущества имеет владение собственной техникой:
  1. Полный контроль. Наличие зерновоза позволяет владельцу регулировать все процессы — от загрузки и подготовки к перевозке до выгрузки сырья. Это предупредит потери количества и качества продукта.
  2. Отлаженная логистика. Срыв сроков больше не будет проблемой для владельца авто — он может самостоятельно регулировать дату отгрузки и транспортировки.
  3. Минимизация расходов. При наличии собственной спецтехники больше не придется платить за аренду авто. Кроме того, появится возможность задействовать машину в любое удобное время, не ожидая назначенной даты ее доставки на объект.
  4. Удобство. Владение зерновозом позволяет своевременно реагировать на потребности клиентов и не согласовывать срок ожидания с другими перевозчиками.
Кроме того, спецтехника — это дополнительный источник дохода. В период простоя ее можно сдать в аренду другой организации. Еще одним плюсом станет предотвращение поломок, связанных с длительным бездействием.

Базовые правила и особенности транспортировки зерна

Сильная сыпучесть, усадка, отсутствие стойкости к влаге и перегреву усложняют перевозку продукта. Для транспортировки необходима специальная техника, которая сохранит первоначальные свойства зерна.

Способы перевозки:
  • насыпом в кузов полуприцепа;
  • в емкостях и мешках.
Тип транспортировки определяется влажностью зерна. Если она превышает 15 %, то перевозить продукт можно только открытым способом в кузове зерновоза. Для защиты от ветра и других внешних факторов в данном случае используется тент.

Требования к спецтехнике, осуществляющей транспортировку зерна:
  • герметичность кузова — минимизирует потери продукта в пути;
  • безопасная для пищевых продуктов внутренняя поверхность кузова — материал изготовления должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и сохранять свойства зерна;
  • запирающие механизмы из оцинкованной или нержавеющей стали — необходимы для защиты от коррозии, негативно влияющей на качество продукта;
  • наличие тентов — они должны крепко фиксироваться на кузове и надежно защищать от ветра, солнца и атмосферных осадков.
Несмотря на соблюдение всех правил, при транспортировке допускается небольшой процент потерь зерна. Он не должен превышать 0,07 % при перевозке насыпью и 0,06 % для материала, упакованного в мешки. Для учета потери массы зерновоз взвешивается перед выездом со склада и в конечной точке пути.

Как выбрать зерновоз

Перед покупкой спецтехники необходимо учесть нюансы перевозки — объем и вес сырья, преодолеваемое расстояние, а также особенности хранилища, в котором будет проводиться разгрузка. Полуприцеп должен соответствовать техническим требованиям, указанным в действующем стандарте ГОСТ 3163-2020.

Разберем основные критерии выбора, влияющие на ход транспортировки:
  1. Вес груза. Зерновоз должен иметь большую грузоподъемность, чем максимальный вес перевозимого продукта. Загрузка спецтехники до предела чревата ее преждевременным выходом из строя в результате работы на износ. Кроме того, это увеличивает расход топлива, что негативно сказывается на затратах на перевозку. В идеале степень загрузки полуприцепа зерном не должна превышать 80–90 %.
  2. Количество осей. Для поездок на расстояние до 200 км подойдут полуприцепы с тремя осями. Для более долгих маршрутов следует выбирать четырехосную спецтехнику, которая обладает высокой грузоподъемностью: это позволит сократить количество машин, используемых для перевозки зерна, а также снизит транспортные расходы. При покупке авто с четырьмя осями следует обратить внимание на наличие «ленивца» — функции подъема одной оси для перемещения без груза. Это снижает трение, повышает маневренность и сокращает расход топлива.
  3. Погрузочная высота. От нее зависит, какой тип техники сможет загрузить зерно в полуприцеп. Как правило, высота не превышает 3600 мм — это стандартный параметр, под который можно легко подобрать нужный вид погрузчика или комбайна.
  4. Тип разгрузки. Самосвальные полуприцепы не всегда подходят для зернохранилищ. При выборе техники нужно учесть высоту складского помещения — она не должна быть меньше высоты поднятого кузова. Тем не менее функция боковой разгрузки должна быть в каждом зерновозе.
  5. Вместимость. Приобретение спецтехники с самой высокой грузоподъемностью может быть не совсем верным решением. Здесь необходимо учесть максимальную нагрузку на ось, установленную правилами ГИБДД. Объем кузова зерновоза может составлять до 104 м3, но максимальная нагрузка на ось не должна превышать 18 т для двухосного авто, 25 т — для трехосного, 32 т — для четырехосного, 35 т — для пятиосного.
  6. Материал кузова. Сталь — металл с отличными эксплуатационными характеристиками. Он обладает устойчивостью к коррозии, износу и другим внешним воздействиям, а также полностью безопасен для зерна. Стальные кузова более долговечны и надежды, чем алюминиевые. Их дополнительным преимуществом является более низкая стоимость.
Параметры конструкции, которые напрямую влияют на надежность спецтехники:
  1. Шасси. Чем оно шире, тем устойчивее зерновоз. Это повышает безопасность поездок и разгрузки сырья.
  2. Рама. Должна сохранять прочность под воздействием самых высоких нагрузок, то есть даже при максимальной загрузке кузова зерном. При наличии подвижного пола важно учитывать и характеристики подрамника — он снижает давление на ось и шасси, а также обеспечивает бесперебойную работу основных узлов авто.
  3. Противооткатная система. Повышает общий вес зерновоза, но считается обязательной к установке в полуприцепах.
  4. Гидроцилиндры. Необходимы для управления подвижным полом или самосвальным механизмом.
  5. Тормоза. Здесь должна присутствовать встроенная электронная антиблокировочная система — она отвечает за регулировку давления воздуха в тормозных камерах, что повышает безопасность движения и сводит к минимуму риск отказа тормозов. Дополнительным преимуществом будет наличие у зерновоза двухлинейной тормозной системы для сокращения тормозного пути, а также системы предупреждения опрокидывания.
  6. Фурнитура и механизмы. От их исполнения зависит удобство эксплуатации машины. Каждый элемент должен быть тщательно продуман. Например, кнопки на панели управления должны располагаться в удобном месте, дверные ручки не должны заклинивать и легко открываться с минимальным приложенным усилием.
  7. Краска и другое покрытие. Каждая деталь зерновоза должна иметь гладкое и прочное покрытие, не имеющее зазубрин и сколов. Его внешний вид должен соответствовать ГОСТ 9.032-74 «Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные». Покрытие должно быть устойчиво к царапинам: кузов непрерывно подвергается воздействию зерна, а его наружные детали и кабина — влиянию атмосферных осадков, ультрафиолета, песка и грязи.

Общие требования к эксплуатации

Срок службы нового зерновоза напрямую зависит от того, как была проведена его обкатка. Она действует на протяжении первой тысячи километров пробега и позволяет своевременно выявить слабые места спецтехники и отрегулировать работу основных узлов.

Правила обкатки:
  1. Соблюдение скоростного режима — не более 60 км/ч при движении по асфальтированной трассе.
  2. Подтяжка гаек колес. Первый раз проводится через 50 км пробега, а последующие — каждые 150 км.
  3. Контроль температуры эксплуатации барабанов и ступиц осей. Она не должна превышать +60 °C, для осей BPW — +100 °C.
  4. Безопасное торможение. Прерывистые торможения груженого полуприцепа разрешены на скорости не более 35 км/ч. Кроме того, следует избегать экстренного и длительного торможения.
  5. Мониторинг состояния креплений. Резьбовые соединения подвески, стремянок рессор, тормозных камер и сцепного шкворня следует регулярно подтягивать.

Проверка состояния спецтехники перед поездкой

После каждой погрузки полуприцеп необходимо тщательно осмотреть. Это предупредит большинство внештатных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе транспортировки, а также позволит доставить зерно на объект в указанный срок.

Состояние основных рабочих узлов и других элементов, на которые следует обратить внимание при осмотре зерновоза:
  • сцепка тягача с прицепом — прочна и надежна, а замок седельно-сцепного устройства находится в закрытом положении;
  • наличие питание от тягача — включение вилки EBS разрешено только при выключенном зажигании;
  • давление в шинах — имеет значение не ниже номинального;
  • пневматическая подвеска и опорные элементы — находятся в транспортном положении;
  • гайки и другие соединения — прочно затянуты;
  • осветительные приборы — очищены от загрязнений, исправны и имеют требуемую яркость;
  • тент — прочно зафиксирован и не имеет повреждений;
  • тормозная система и EBS — полностью исправны, что можно определить по затуханию лампочки ABS при начале движения;
  • номерные знаки — находятся в правильном положении и очищены от грязи.
При подозрении на наличие поломки в начале пути рекомендуется остановиться и повторно осмотреть зерновоз. При подтверждении неисправности следует вернуться на базу и устранить проблему.

После завершения поездки спецтехника нуждается в повторном осмотре. В ходе его проведения проверяется температура ступиц колес и тормозных барабанов, осматриваются гайки и болты, шины, колеса, подвеска, рама и шкворень.

Наиболее частые проблемы и поломки

Зерновозы преодолевают огромные расстояния и перевозят многотонные грузы, что негативно сказывается на их состоянии.

Возможные проблемы, возникающие в ходе эксплуатации зерновозов:
  1. Износ, деформация или повреждения шин. Чем хуже качество дорожного покрытия и продолжительнее расстояние, тем быстрее шины приходят в негодность. Их необходимо регулярно проверять и своевременно заменять на новые.
  2. Поломка осей и подвески. Данные элементы выдерживают высокие нагрузки, что даже при большой прочности влечет к появлению деформаций.
  3. Нарушение работы тормозной системы. При износе тормозных колодок, утечке тормозной жидкости и выхода из строя тормозных механизмов функциональность тормозов значительно ухудшается. Отсутствие ремонта в этом случае повышает риск аварии на дороге.
  4. Сбои в электронике. Наиболее часто встречаются неполадки в работе фар и других компонентов. Для предупреждения подобных ситуаций следует периодически проводить диагностику электрической системы.

Профилактика возникновения неисправностей

Регулярное техническое обслуживание (ТО) позволяет увеличить период бесперебойной работы спецтехники. Ответственные за его проведение — водители, которые выполняют необходимые процедуры в соответствии с установленным графиком. Для проведения профессионального техобслуживания и оперативного устранения выявленных неисправностей рекомендуется обращаться к специалистам.

Улучшить качество ТО, осуществляемого собственными силами, можно следующим образом:
  • повысить квалификацию водителей — дополнительное обучение позволяет более подробно изучить особенности зерновозов, способы проведения его обслуживания и ремонта;
  • приобрести систему диагностики — наличие такого оборудования сократит затраты на техобслуживание и позволит своевременно обнаруживать проблемы без помощи профессионалов;
  • установить датчики — обеспечивают быстрое реагирование на минимальные отклонения в работе основных узлов и систем.
Техническое обслуживание предупреждает появление неисправностей и минимизирует риск поломок машины во время транспортировки зерна.