Большинство моделей специальной техники имеет код, указывающий на особенности эксплуатации в различных температурных режимах. Но это не адаптация машин под конкретное время года, а возможности с запасом функциональности на весь год.
Рассмотрим самые распространенные условные обозначения:
- «У» — умеренная климатическая зона (от –45 °С до +45 °С);
- «Х» — холодная (от –60 °С до +40 °С);
- «УХ» — умеренно холодная зона (от –60 °С до +45 °С).
В зависимости от маркировки техника различается по составу оборудования, используемым при ее производстве материалам, а также режимам работы двигателя, основных и вспомогательных систем. Зимой, особенно в регионах Заполярья, применяются машины в так называемом «северном» исполнении, разработанные с использованием специальных сталей и резины. У стандартной техники в таких условиях уплотнения узлов теряют эластичность, «дубеют», утрачивают герметичность и пропускают рабочую жидкость. В итоге подвижные детали изнашиваются быстрее, изоляция проводки крошится, возникают трещины, которые приводят к разрушениям. У «северных» машин уплотнительные элементы отличаются конструкцией и материалом, за счет чего сохраняют герметичность. Для повышения комфорта и сохранения тепла ставят специальные кабины с двойным остеклением и эффективными встроенными обогревателями.
Какой бы продуманной ни была конструкция, бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и другие машины подвергаются негативным воздействиям низкой температуры:
- при глубоком минусе увеличивается механическая нагрузка на основные системы и агрегаты машин. Детали всех рабочих органов, будь то зубья ковша, гидроцилиндр, масляный насос или бульдозерный отвал, испытывают существенно большие нагрузки, чем летом;
- происходит загустение масла в маслонасосе, магистралях и внутренних узлах. Это является самой частой причиной «зимних» поломок;
- увеличиваются зазоры между деталями, которые компенсируются по мере разогрева механизмов. Многие резинотехнические изделия, включая прокладки, сальники и уплотнительные втулки, теряют эластичность, а при экстремальном морозе и вовсе становятся хрупкими. Пластиковые детали могут разрушиться.
К тому же резкие перепады температуры негативно влияют на техническое состояние топливной системы. Солярка загустевает до такой степени, что ее движение по магистралям прекращается, а ТНВД и фильтры работают под большей нагрузкой. Ситуацию усугубляет и то, что все эти негативные моменты обычно незаметны — изменения скапливаются по принципу снежного кома, чтобы в один момент обрушиться на владельца внезапной лавиной поломок. А неисправности могут быть разными: от загустевания электролита в результате уменьшения емкости аккумулятора до прекращения подачи топлива из-за формирования ледяных пробок и парафиновых отложений в топливопроводах и фильтрах. Также возможно появление трещин и разрушение пластин АКБ, увеличение сопротивления трущихся компонентов. Могут возникнуть неисправности ходовой части и многое другое.
Конечно, от форс-мажоров не застрахован никто. Но большинства непредвиденных поломок, а вместе с ними и серьезных финансовых расходов можно легко избежать, если соблюдать сезонные правила эксплуатации и правильно ухаживать за техникой. Ведь лучшее лечение — это профилактика.