Торговый Дом «СПЕЦАВТОТЕХНИКА» 8 495 916 2036 8 495 968 7575 8 985 206 2690 8 926 011 2924 info@td-specauto.ru
Торговый Дом «СПЕЦАВТОТЕХНИКА» 8 926 206 5028 8 926 204 5316 8 903 729 6054 8 926 521 9715 info@td-specauto.ru df@sat93.ru
Опубликовано 12 ноября 2024

Как подготовить спецтехнику к зимнему сезону

Для большей части российских регионов, за исключением разве что Крыма и черноморского побережья Краснодарского края, холодное время года — это серьезное испытание для специальной техники и оборудования. О консервации машин у нас будет отдельная статья. А сегодня поговорим о том, как подготовить к работе технику, которой предстоит трудиться зимой. Ведь машинам предстоит выдержать минусовые температуры, снег, гололед на дорогах, ледяную крупу, повышенную влажность и другие неблагоприятные погодные особенности.

Вся спецтехника, кроме сезонной, которая после консервации отправляется на зимнюю парковку, требует подготовки к зимней эксплуатации. Обычно в рекомендациях производителя содержатся подробные инструкции, разработанные специально под ту или иную модель. Но есть и ряд общих моментов для всей спецтехники, которыми пренебрегать нельзя.

Нужно ли готовить?

Большинство моделей специальной техники имеет код, указывающий на особенности эксплуатации в различных температурных режимах. Но это не адаптация машин под конкретное время года, а возможности с запасом функциональности на весь год.

Рассмотрим самые распространенные условные обозначения:
  • «У» — умеренная климатическая зона (от –45 °С до +45 °С);
  • «Х» — холодная (от –60 °С до +40 °С);
  • «УХ» — умеренно холодная зона (от –60 °С до +45 °С).

В зависимости от маркировки техника различается по составу оборудования, используемым при ее производстве материалам, а также режимам работы двигателя, основных и вспомогательных систем. Зимой, особенно в регионах Заполярья, применяются машины в так называемом «северном» исполнении, разработанные с использованием специальных сталей и резины. У стандартной техники в таких условиях уплотнения узлов теряют эластичность, «дубеют», утрачивают герметичность и пропускают рабочую жидкость. В итоге подвижные детали изнашиваются быстрее, изоляция проводки крошится, возникают трещины, которые приводят к разрушениям. У «северных» машин уплотнительные элементы отличаются конструкцией и материалом, за счет чего сохраняют герметичность. Для повышения комфорта и сохранения тепла ставят специальные кабины с двойным остеклением и эффективными встроенными обогревателями.

Какой бы продуманной ни была конструкция, бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и другие машины подвергаются негативным воздействиям низкой температуры:
  • при глубоком минусе увеличивается механическая нагрузка на основные системы и агрегаты машин. Детали всех рабочих органов, будь то зубья ковша, гидроцилиндр, масляный насос или бульдозерный отвал, испытывают существенно большие нагрузки, чем летом;
  • происходит загустение масла в маслонасосе, магистралях и внутренних узлах. Это является самой частой причиной «зимних» поломок;
  • увеличиваются зазоры между деталями, которые компенсируются по мере разогрева механизмов. Многие резинотехнические изделия, включая прокладки, сальники и уплотнительные втулки, теряют эластичность, а при экстремальном морозе и вовсе становятся хрупкими. Пластиковые детали могут разрушиться.

К тому же резкие перепады температуры негативно влияют на техническое состояние топливной системы. Солярка загустевает до такой степени, что ее движение по магистралям прекращается, а ТНВД и фильтры работают под большей нагрузкой. Ситуацию усугубляет и то, что все эти негативные моменты обычно незаметны — изменения скапливаются по принципу снежного кома, чтобы в один момент обрушиться на владельца внезапной лавиной поломок. А неисправности могут быть разными: от загустевания электролита в результате уменьшения емкости аккумулятора до прекращения подачи топлива из-за формирования ледяных пробок и парафиновых отложений в топливопроводах и фильтрах. Также возможно появление трещин и разрушение пластин АКБ, увеличение сопротивления трущихся компонентов. Могут возникнуть неисправности ходовой части и многое другое.

Конечно, от форс-мажоров не застрахован никто. Но большинства непредвиденных поломок, а вместе с ними и серьезных финансовых расходов можно легко избежать, если соблюдать сезонные правила эксплуатации и правильно ухаживать за техникой. Ведь лучшее лечение — это профилактика.

Готовим правильно

Проверка и подготовка двигателя

Одним из первых шагов является замена моторного масла. Летние составы имеют более высокую вязкость, что делает их менее эффективными при низких температурах. При морозе густое масло затрудняет работу двигателя — это может привести к его повреждению. Зимние масла, в отличие от летних, сохраняют текучесть при низких температурах, обеспечивая легкий запуск и защиту ДВС. Мы рекомендуем использовать жидкость с меньшей вязкостью, рекомендованную производителем техники для зимнего периода. Это позволит двигателю работать с меньшей нагрузкой при низких температурах и облегчит запуск.

Антифриз — еще одна важная жидкость, требующая особого внимания. Его низкий уровень или несоответствие требованиям зимней эксплуатации может привести к замерзанию системы охлаждения и даже к поломке двигателя. Рекомендуем проверять уровень жидкости и ее состояние. Если необходимо, замените антифриз на состав с более низкой температурой замерзания. Также убедитесь, что вся система охлаждения работает без протечек.

Морозы наносят серьезный удар по аккумулятору. При низких температурах его ёмкость снижается, что может затруднить запуск двигателя. Важно убедиться, что аккумулятор находится в хорошем состоянии. Проверьте степень его заряда, при необходимости доведите до 100 %. Также стоит протестировать работу системы запуска. Плотность электролита в АКБ по окончании заряда должна быть не меньше 1,27 г/см3. Не забудьте проверить уровень зарядного напряжения: оно не должно быть менее 13,8 В и превышать 14 В.

Колесный вопрос

Езда по дорогам, покрытым снежно-водяной кашей, льдом, снегом, — задача непростая. Справиться с ней сможет только спецтехника, «обутая» в зимние шины, подбором которых надо озаботиться до начала сезона.

Чем же они отличаются от летних?
  • У таких шин изначально большая глубина и ламелированность протектора. Это обеспечивает лучшее сцепление на льду и снегу, но при этом увеличивает время отклика при управлении.
  • При изготовлении зимних шин применяется специальная резина. Она мягче и способна сохранять гибкость при отрицательной температуре. Для зимней резины самым распространенным индексом скорости считается Q. Производители рекомендуют не превышать скоростной режим, на который рассчитаны шины, поскольку это приводит к ускоренному износу.

Подбор резины значительно отличается для разных видов специальной техники. Так, современные погрузчики чаще оснащаются суперэластичными шинами, которые отличаются устойчивостью на льду и укатанном снегу. Чтобы уменьшить скольжение, нередко колеса обматывают цепями. Однако в последние 10 лет мы наблюдаем тенденцию шиповки шин для погрузчиков. Можно выбрать разные варианты размещения и количества шипов — это предоставляет возможность модифицировать технику для различных условий эксплуатации.

Ходовая часть

Ходовая часть и подвеска испытывают серьёзные нагрузки зимой из-за постоянного контакта с льдом, снегом и реагентами. Правильное техническое обслуживание этих элементов значительно снизит риск поломок. Подвижные части подвески и ходовой части могут замерзать и ржаветь из-за воздействия влаги и дорожных реагентов. Чтобы этого избежать, необходимо смазать все такие элементы специальными зимними смазками, устойчивыми к низким температурам.

Подготовка гидравлической системы

Гидравлические системы спецтехники также подвержены воздействию морозов. Их неправильная эксплуатация зимой может привести к повреждению уплотнений, протечкам и даже отказу оборудования.

В гидравлической системе используется жидкость. При низких температурах она может загустеть и потерять свои свойства. Замените гидравлическую жидкость на ту, которая подходит для эксплуатации в условиях морозов. Выбор зависит от рекомендаций производителя техники.

Перед наступлением холодов проверьте все соединения и уплотнители гидравлики. Ведь зимой они подвергаются экстремальным нагрузкам из-за перепадов температур. При необходимости замените изношенные элементы, чтобы избежать протечки: она может привести к полной остановке техники в самый неподходящий момент.

Без подогрева никак

Еще одной проблемой для каждого пользователя спецтехники является запуск двигателя в холода. Как правило, рабочая площадка находится вдали от гаража или технопарка, поэтому машины «ночуют» прямо на улице. Чтобы сэкономить время, нервы и деньги при зимней эксплуатации, лучше заблаговременно купить подходящий предпусковой подогреватель. Устройство устанавливается на все современные модели машин. За 20–30 минут его работы вязкость масла в двигателе достигает допустимых показателей для запуска основного двигателя. После этого можно приступать к прогреву гидравлики и нагружать машину. Вариантов подогревателей всего два — электрические от промышленной сети и автономные с собственным топливным баком:
  • для машин, работающих в условиях ограниченного пространства, оптимальным выбором является электрический предпусковой подогреватель;
  • если речь идет о технике на гусеничном ходу, важно учесть, что в основном она рассредоточена по карьерам и трассам, где редко протянуты электросети. Именно для таких случаев разработаны автономные подогреватели. В северных широтах, где зимний световой день длится в среднем 4–5 часов, также актуальны стартеры и генераторы увеличенной мощности, аккумуляторы для питания большего числа потребителей.
Для защиты топливной системы есть и другие виды подогревателей. К ним относятся:
  • проточные, устанавливаемые в разрезы штатного топливопровода;
  • стержневые — для сепараторов;
  • ленточные гибкие — для фильтров и топливопроводов;
  • подогреваемые насадки для топливозаборников.

Некоторые пользователи используют для подогрева факельные устройства. Однако мы не рекомендуем этого делать. Проблема в том, что «факел» греет только воздух в цилиндрах двигателя, а моторное масло и жидкость в системе охлаждения остаются холодными. Насос не может быстро прокачать их по контурам смазки и охлаждения. Такой подогрев опасен: он приводит к преждевременному износу деталей, а иногда даже становится причиной возгорания и взрыва техники.

Поэтому начинать греть двигатель необходимо именно с масла в поддоне картера. Главное, что следует учесть при использовании пусковых подогревателей, — их нельзя оставлять без присмотра, если устройство включено.

10 правил эксплуатации

Грамотная подготовка спецтехники к зимнему сезону — только половина успеха. Вторая часть зависит от условий эксплуатации. Чтобы продлить срок службы и эффективность работы машин, следуйте простым рекомендациям наших экспертов:
  1. Никогда не начинайте работу с максимальными нагрузками на неразогретых машинах. Из-за высокой вязкости масла предохранительные клапаны в гидравлической системе вовремя не срабатывают, что приводит к появлению в шлангах трещин и протечек.
  2. Если используете технику с ковшом, например экскаватор, замерзший грунт нужно не долбить, а подрезать. При возможности применяйте рыхлитель либо ковш-рыхлитель. На таких грунтах, как замороженный намывной песок для сооружения дорог, рекомендуется использовать бульдозер-рыхлитель. Это существенно снижает количество циклов погрузки и увеличивает эффективность при отсыпке почвы. Аналогичная ситуация при работе с фронтальными погрузчиками: во время рытья котлованов попытки захвата большого объема грунта могут закончиться поломкой. И помните: быстрее — не всегда означает лучше. Чтобы сохранить ресурс и продлить срок службы машины, зимой нужно выполнять работу очень осторожно, с существенным уменьшением производительности. Например, бульдозер должен опускать нож на гораздо меньшую глубину для среза и перемещения почвы, чем летом.
  3. Своевременно выполняйте технический осмотр во время всего эксплуатационного периода.
  4. Регулярно очищайте ходовую. Намерзание почвы сковывает вращение катков. Из-за этого их поверхности быстрее истираются. Катки начинают греться и теряют форму, а резиновые уплотнители — эластичность.
  5. Завершая работу, оставляйте технику только на сухой площадке. Если машина простоит всю ночь в болоте или на обводненном месте, скованные морозом прокладки во время работы начнут быстрее проворачиваться и перегреваться, а резиновые кольца — изнашиваться.
  6. Заливайте только рекомендованные производителем и соответствующие сезону топливо, масло и охлаждающую жидкость.
  7. Не оставляйте технику на ночь с включенным двигателем даже на малых холостых оборотах. Это не только приводит к неизбежному превышению эксплуатационных расходов и переохлаждению, но и вызывает преждевременный износ мотора.
  8. Масло меняйте своевременно. Со временем оно загрязняется, портится, теряет свои абсорбирующие и противоизносные свойства, вязкость. Это снижает ресурс работы двигателя. В средней полосе России, где температура колеблется в пределах +/–15 °C, можно применять универсальные всесезонные масла. Эти жидкости подходят и для лета, и для мягкой зимы. Однако замена обязательна, если техника эксплуатируется в более экстремальных условиях, характеризующихся не только сильным морозом, но и значительными перепадами дневной температуры.
  9. Откажитесь от «прикуривания». Даже в небольшой мороз (до –10 °C) сохраняется высокий риск выхода из строя не только самой АКБ, но и всей электрики.
  10. Проверяйте термостаты регулярно. Очень важно, чтобы охлаждающая жидкость при циркуляции по радиатору была достаточно прогрета. Однако перед тем как попасть в радиатор, она должна какое-то время циркулировать по малому кругу.

Эти простые меры профилактики помогут вам в разы снизить риск поломки внутренних узлов техники зимой. Но универсального рецепта, который бы гарантированно избавил любую машину от зимней «болезни», нет.

Перечисленные выше рекомендации должен знать каждый владелец. Есть и факторы, определяющие индивидуальную программу ухода за конкретной моделью. Внимательно изучите рекомендации производителя и технические требования, прописанные в техпаспорте. Это обезопасит вас от ошибок при подборе мер по уходу, горюче-смазочных материалов и запчастей, технику — от неожиданных простоев, а стройку — от «замерзания».